Enduropale du Touquet 2013
Кто хоть раз побывал в Ле Туке, этом чудесном городке северной Франции, и хлебнул воздуха здешнего праздника мотокросса, легко поймет, почему мы из года в год в середине зимы собираемся в дорогу. Это одна из самых массовых и, пожалуй, самых тяжелых гонок, но, пройдя ее однажды, большинство из нас возвращается туда снова и снова. В этом году едем уже в седьмой раз. Что особенно радует-что с каждым годом увеличивается наша компания. Нынче свои силы решили попробовать 17 спортсменов.
Отличительной особенностью этого соревнования является его общедоступность. Проверить свои силы могут как профессиональные спортсмены, так и просто любители. И, по большому счету, не так важно завоеванное тобой место. Трасса настолько сложна и выматывающа, что хотя бы добраться до финиша мечтает половина участников. Для многих это само по себе достижение и личная победа. Гонщики ведут борьбу не только друг с другом, но и с самим собой.
Путь с ночевкой в этом году занял у нас 32 часа. Последние два года, вплотную занявшись автотуризмом, дорогу освоили. Еще утром ты пьешь кофе в Москве, а уже вечером-пиво в Германии. Несказанно повезло нам в этот раз на таможне. Не успел я достать бутерброд, как белорусский погранец-стахановец вынес наши готовые паспорта, попросив за услуги 100 рублей.
10 мин+25 мин у поляков - наш абсолютный рекорд! (На обратном пути потратили 50 мин, что показалось чудом по сравнению с 9 часами, проведенными на границе Колей, и 7,5 часами - Дубасеками).
Но все же без приключений в дальней дороге, как без пряников. На этот раз отличился коллектив клуба из Петрово-Дальнее. Вечером, добравшись до Дюнкерка, где собирались потренироваться, парни обнаружили, что с ними нет куртки со всеми деньгами и документами. По-видимому, ее забыли в кафе на одной из заправок. Проявив завидную смекалку, ребята нашли адрес возможного местонахождения вещей на чеке за солярку. Всего-то 400 км от места и, что приятно, это Германия.
Примчались на место, переночевали в машине, дожидаясь людей, работавших в дневную смену, и получили все в полной сохранности! Честно говоря, вряд ли такое было бы возможно в какой-нибудь другой стране.
Итак, первый день соревнований. В субботу встали рано: в 10 утра впервые в Туке стартовал наш юниор - Давидка Леонов. И, надо сказать, страну не опозорил. 20-е место - вполне успешный дебют. Конечно, без падений не обошлось, но Ле Туке - это та гонка, где падают все, даже лидеры.
А дальше, в 13.00 старт квадриков. Сегодня на старте 600 экипажей. Сергей Иванютин умудрился пробраться вперед к стартовой машине и оказался в числе ста счастливчиков, кто не попал в пробку после первого стартового поворота. А Коле Кудрявцеву не повезло - получив 456 номер, он стартовал с 9 ряда и потерял в пробке несколько минут, ожидая, пока ее растащат. В итоге С.Иванютин всю гонку стабильно ехал в числе первых сорока, а экипажу Кудрявцев/А.Иванютин пришлось выбираться из третьей сотни.
В этом году организация гонки существенно отличалась от того, с чем мы сталкивались раньше. Во-первых, при присвоении стартовых номеров совершенно не учитывался результат, полученный спортсменом в прошлом году. Все мы, кроме Александра Иванютина, который все же получил желтый номер (правда, 26 при занятом 15 месте), оказались далеко за пятьсот. А это значит, что наши мотоциклы в закрытом парке перед переездом на старт будут стоять значительно дальше середины. И во время парада по городу вряд ли кому-то удастся выбраться в первые ряды. Так и получилось. На старте я занял место в 3-м ряду, Виталий Тонков-только в 4-м.
Во-вторых, из-за отсутствия регламента гонки на английском языке мы так и не узнали, что в этом году дозаправка участников с желтыми номерами проходила прямо на трассе. И лидеры не теряли драгоценные минуты на заезд в закрытый парк.
Последние минуты позируем репортерам с заглушенными двигателями. Волнуемся еще несколько секунд, заводимся, старт!
Мой новый «Кавасаки-450» меня порадовал: на 2-х километровой стартовой прямой он оказался быстрее очень многих. Я ловко маневрировал между соседями, бодро вертя головой и снимая камерой на шлеме кадры для будущего фильма Андрея Миндина (RIDETV/RU ). Ловко переместился из центра к малому радиусу и влетел в стартовый поворот в первой сотне. Я явно оказался среди сильнейших, так как газ вокруг меня закрывать никто не собирался.
Так увлекся происходящим, что не заметил, как вылетел боком (видимо, меня кто-то отвлек) и понял, что падение неизбежно. Кувыркнувшись несколько раз, я потерял ориентацию в пространстве и, как выяснилось позже, камеру со шлема. В голове вертелась одна мысль-лишь бы не раскатали! Вскочив, увидел, что мотик лежит против движения, и его буквально грудью защищает от гибели самоотверженный флагмаршал.
А мимо шел непрерывный поток, казалось, что все 1100 участников пронеслись мимо. Отчаянно бросился в погоню и на первой отсечке оказался 140.
Погода в этом году отличилась. Практически с начала гонки шел мелкий как пыль, но все усиливающийся дождь. И уже со второго круга начались проблемы с очками. Сырой песок набился в систему перемотки, и ее заклинило. Два круга ехал почти вслепую. Очень хотелось скинуть очки, но я знал, что делать этого ни в коем случае нельзя, иначе можно вообще лишиться глаз. Промучившись два круга, я заскочил на дозаправку и поменял очки. Теперь на них стояли 6 склеенных отлистывалок. Но радость была недолгой - буквально через 500 метров под пленку затекла вода, и очки превратились в одну большую линзу. Кочки и ямы сливались в ровную дорогу, колеи были непонятной глубины. В себя пришел в широком повороте, передним колесом на гребне отвала, хотя считал, что еду по прямой. Таких падений было больше 10. Одно запомнилось особенно - когда я свалился спиной на заднее колесо проезжавшего мимо француза. Жгучая боль, распущенная новая майка и синяк пулеметной лентой через все плечо…
Не похожей на предыдущие годы была и трасса. На первом круге мне даже показалось, что она несколько упрощена. Песок на одной ее половине потерял свою зыбучесть, стал абсолютно гладким, пропитанным водой. Встречались даже лужи: было похоже, что едешь по асфальту. Но это было только начало. А дальше в поворотах пропилили глубочайшие колеи по бак, которые тут же затянулись жидкой зыбучей кашей. Они превратились в болотистые ловушки, в одной из которых всю гонку и простоял мотоцикл Полины Рыленковой. Из песка виднелось только сидение. 6 человек безуспешно пытались во время гонки выкопать его лопатами. Лишь после финиша приехал трактор и огромным ковшом вынул его вместе с куском берега. Когда появились колеи, повороты стали абсолютно непроездными, и к ним выстроились длинные очереди, чтобы объехать топь по наружному отвалу.
И еще, как спортсмен, хочу отдельно поблагодарить наших болельщиков. Очень приятно, что люди, не пожалев времени и денег, специально стали приезжать, чтобы поддержать нас.
Ну что, готовим мотоциклы к следующему году?! Тукет зовет…
Итоговые результаты:
Класс мото
№ 26 Иванютин Александр 22 место
№ 907 Тонков Виталий 34 место
№ 590 Яковлев Денис 190 место
№ 959 Никишкин Алексей 258 место
№ 677 Наумов Александр 338 место
№ 682 Никоненко Антон 502 место
№ 940 Марушкин Артем 607 место
№ 425 Юдин Роман 749 место
№ 679 Кучера Юрий 841 место
№ 595 Бабуров Руслан 849 место
№ 960 Боронко Алексей 884 место
№ 803 Руленкова Полина 946 место
№ 858 Клюшкин Геннадий 950 место
Класс квадро
№ 197 Иванютин Сергей 33 место
№ 456 Кудрявцев Николай/Иванютин Александр 93 место
№ 452 Шигапов Эдуард/Бабуров Руслан 296 место
Юниор
№ 90 Леонов Давид 20 место
Фото с гонки можно посмотреть здесь.