Enduropale Le Touquet 2011

Наступил конец января, а это значит, что пора собираться на знаменитую пляжную гонку во французский городок Ле Туке, где с 1975 года проходит одно из самых крупных и престижных соревнований в мире мотокросса. В этом году российская команда выезжает сюда уже в пятый раз. Для нас это уже стало хорошей традицией.

На квадроциклах два экипажа:
№ 42 - это проверенные бойцы Николай Кудрявцев и Александр Иванютин;
№ 333 - Игорь Хмельницкий и Дмитрий Колчин.

А в классе мото нас пятеро:

я, Денис Яковлев под № 89;
Александр Иванютин № 716 - решил, как и в прошлом году, проехать два дня подряд в двух классах;
Алексей Хахулин № 179;
и два новичка № 947 Антон Никоненко и № 1015  Руслан Семенов.

Дорога

Стартовать из Москвы решили группами в разное время. Хахулин уехал в пятницу, мы с женой решили выдвинуться в воскресенье с утра, Коля с Саней - вслед за нами, спустя пару часов. А второй экипаж квадроциклистов аж в понедельник.

В воскресенье в 6 утра Москва провожала нас легким снежком и 10-градусным морозцем. Приключения начались у подъезда к белорусской границе - у автобуса пропали тормоза. Учитывая, что впереди нас ждет дорога в 2900 км, решили не рисковать, а вернуться в Смоленск и искать автосервис. Все-таки великая сила - мотоциклетное братство! Практически, в какой бы город ты ни попал, встретишь если не друзей, то добрых товарищей, готовых прийти на помощь в трудную минуту. Пара телефонных звонков, и в Смоленске нас уже ждали. Помощь пришла в лице Сергея, предоставившего в наше распоряжение свой автосервис. Ерунда, что автобус по высоте не влезал в бокс - спустили все колеса и сняли с крыши люки. А подъемник, рассчитанный на джипы, наотрез отказался поднимать нашего "малыша". Были бы руки на месте! Три часа работы, всем спасибо, мы снова в пути!

А на телефон то и дело приходили тревожные SMS-ки от Хахулина:
 - на польской границе просидел 5 часов!
 - приехал на тренировочную трассу в Дюнкерк, а здесь столько народу, что встать негде!

В результате всех приключений на границу прибыли в 12 часов ночи. Сбылись худшие предсказания Лехи - в очереди из четырех машин провели 3 часа. Ночь. Пограничники работают как сонные мухи. А куда им спешить? В то время как Коле повезло. Обогнав нас, пока мы ремонтировались, он умудрился проскочить границу за рекордные 45 минут.

На дорогу потратили уже 21 час.
Умаялись так, что остановились на ночлег на первой же попавшейся польской стоянке. Ну, теперь мы смело можем сказать, что изъездили Польшу вдоль и поперек. За четыре года мы умудрились ни разу не проехать дважды по одной и той же дороге. Прямой дороги через Польшу в Европу просто нет. Автобан из Варшавы который год строится, навигаторы его упорно игнорируют, и попасть на него можно лишь случайно. В этом году мы забыли известную поговорку "лучшее - враг хорошего" и обновили перед поездкой карту Европы. Гармин стал капризничать и чуть не увел нас в Чехию. Вовремя спохватились.

Проснувшись, бросились догонять Колю с его мощным 318-м. К концу дня разрыв составил 700 км. Расстраивала только цена на дизель, которая выросла с прошлого года почти на 50% (теперь литр стоит 1,36 евро).

Т.к. в руле я был один, пришлось ночевать второй раз, в Германии. Потом заехали на экскурсию в бельгийский городок Гент, съели там по тазику вкуснейших макарон, и вот мы в Дюнкерке. Здесь все знакомо, почти родной отель Ибис, наши все тут. Весело отмечаем воссоединение  команды и с утра - на первую тренировку. Почти всю среду льет дождь. Неожиданно начались неприятности: у меня забуксовало сцепление и оторвался расширительный бачок, Хахулин прикончил очередной новый аккумулятор и заднюю звезду, Санек на "Каве" спалил сцепление, у Гарика с Колчиным заклинил мотор. Мотор новый раздобыли, но хватило его на один круг гонки.

Что ж, хорошо, что все косяки вылезли на тренировке, и есть время их исправить. Полдня гоняем по окрестным магазинам в поисках нужных запчастей.

Гонка

И вот, наконец, утро субботы. На старте 500 квадроциклов. Коля стартует и три круга уверенно держится среди первых 50 участников. Его сменяет Саша и к концу гонки разгоняется так, что едет одним временем с лидером. В результате 21 место и заслуженная упорным 4-х летним трудом желтая майка на следующий год. Ну, полдела сделано!

Ночевать, как обычно, едем на кемпере в Стелла Пляж - тихий соседний городок, где завтра будет закрытый парк и дозаправка у мотоциклистов. Там ночью не буянят подвыпившие зрители, и можно спокойно выспаться перед стартом.

Утро выдалось солнечным и морозным: -3 градуса, что за все годы нашего участия в гонке случилось впервые. Имея уже определенный опыт, не спеша, разбили палатку, разложили инструменты, канистры, огнетушитель и всякое другое барахло. Развесили флаги. В этот раз мы отличились: на пять гонщиков у нас оказался лишь один механик - Коля и один питбордер - моя супруга Женька.

Гонка в Ле Туке начинается не со стартовой машины, а еще в центре города, откуда по команде лавина мотоциклистов (в этом году нас 1050 человек) устремляется на пляж, толкаясь ногами и локтями, сметая все на своем пути в стремлении занять место поближе.

Лехе Хахулину не повезло сразу: еще при подъезде к старту в него врезался какой-то чудак и сломал ему ключицу. Вместо гонки он полетал на медицинском вертолете, покатался на "скорой" с мигалкой, полежал в больнице под капельницей и вдоволь насмотрелся на все прибывающих травмированных. В закрытом парке он появился уже сильно после финиша бело-зеленого цвета, лязгая зубами, в гипсе и бумажном халатике на голое тело. Обиженный на весь свет.

Иванютину так не хотелось стартовать из седьмого ряда, что он как лось проломился вперед, стартовал практически с лидерами и сразу занял 17 позицию.

У меня старт не задался - я сразу попал в два завала и в конце круга оказался лишь 162. Мокрый песок за ночь замерз, трасса стала скользкой, валились все как снопы.

Так как гонка в Туке проходит уже больше тридцати лет, и многие спортсмены приезжают на нее из года в год, организаторы изо всех сил стараются разнообразить процесс: то нароют шикан, то сделают гребенку, то увеличат трамплины. В этом году они превзошли себя - трассу развернули в обратную сторону, сильно сократили скоростные участки вдоль моря, настроили огромное количество трамплинов-выстрелов и очень сильно ее заузили. Местами с трудом могли разъехаться три мотоцикла.

А мы на этот раз процесс выстроили грамотно. Каждый круг питбордер на трассе получал SMS-ку из Москвы от человека, следившего за гонкой онлайн, и поэтому наши ребята всегда были информированы о своей позиции. Еду 134-125-101.

Нужно заметить, что с каждым кругом трасса катастрофически ухудшается. В поворотах появляются  колеи глубиной по сидение, в некоторых из которых стоят брошенные мотоциклы, на прямых - волны выше колена. Проехав два часа, я почувствовал, что силы меня покидают, появляется общая вялость и слабость в ногах. Но, заехав на дозаправку и выпив живительной смеси, понял, что смогу сделать еще много. И я помчался наверстывать упущенное на старте. Цифры на табличке стали меняться в приятную сторону- 97-96-89! Провалив пять кругов и увлекшись борьбой, я проскочил заезд на вторую дозаправку. Внутри все похолодело - хватит ли бензина еще на круг? Мысли стали работать только в одном направлении - вспоминал, сколько удавалось проехать на одном баке на тренировке. Так и не вспомнив, решил экономить, сбросив скорость на прямиках почти наполовину. Но все обошлось. С облегчением вздохнул, когда увидел указатель в закрытый парк. По всем расчетам оставалось еще два круга и одна обязательная дозаправка. Бак был полон. Поэтому через круг я ворвался в закрытый парк, ходом промчал мимо обалдевшего Коли и вновь выскочил на трассу. Сэкономил пару минут. Уже через мгновение меня обогнал лидер - Стив Рамон. Радостно понял, что скоро дадут финиш. Буквально до последних минут я бился с двумя французами, в результате обогнав одного и проиграв другому 0,3 секунды! 80 место! Результат гораздо лучше ожидаемого! Гонка закончена. На секундомере 3 часа 15 минут. В таком марафоне очень важно правильно распределить силы - не ввязываться в борьбу, т.к. это может печально закончиться, а ехать максимально стабильно, больше внимания уделяя выбору правильной дороги, и совершать как можно меньше ошибок.

А Саня Иванютин второй раз не смог увидеть финишный флаг. Он проехал четыре круга, шел 17-25-16. А потом сгорело сцепление. Очень жаль, он был хорошо готов, и мы надеялись, что в следующем году хоть один из нас получит желтую майку, в которой выезжают на старт лучшие 40 спортсменов.

Молодцами продержались и наши новички. Антон уверенно проехал пять кругов и получил 521 результат, а Руслан - два круга, 772 место. Но главное для первого раза не занятая позиция, а финиш. Ведь по статистике 1/3 участников по разным причинам заезд не заканчивает.

Важно, что всем понравилось, и есть желание на следующий год вернуться сюда снова.

  • Asterisk
  • Dunlop
  • Kawasaki
  • One
  • Renthal
  • Scott
  • Shoei
  • Suzuki
  • TLD
  • ufo
  • Yamaha