Enduropale du Touquet 2014
Наступил февраль… Наверное, вы уже догадались, что я напишу дальше… Мы снова едем в Ле Туке. Зачем? Да Бог его знает, тянет.
Целый год по разным причинам мне не удавалось потренироваться, а, следовательно, подготовиться к соревнованиям. Поэтому об участии в гонке речь не шла. Но за восемь лет поездка зимой во Францию стала традицией, изменить которой мы не в силах. Так что на этот раз мы - болельщики.
Самый удобный способ попасть в Ле Туке, если ты не отягощен мотоциклом, - это долететь до Парижа, взять в прокат машину и 200 километров домчать до места.
Маленький городок Ле-Туке-Пари-Пляж, название которого дословно переводится как «Париж на море», расположен на берегу пролива Ла Манш. В настоящее время это - самый элегантный морской курорт на севере Франции. Основан он в 1876 году Ипполитом де Вильямессаном, владельцем газеты «Фигаро».
Пляжная гонка проводится тут с 1975 года (к сведению, знаменитый Дакар с 1978 года). Атмосфера в городке фантастическая! Три дня - сплошной праздник. Гостиницы и многочисленный кафешки забиты под завязку: люди реально ждут этого события целый год.
В этом году в нашей команде 8 мотоциклистов, 4 экипажа квадриков, двое детей в классе 85 и один юниор. Добирались до места они не без приключений - одних обокрали на стоянке во Франции, у других сломался автобус в Голландии, третьи напоролись на ощутимый штраф в Австрии… Но это - пустяки по сравнению с тем, что им предстоит через пару дней. Ребята, которые стартуют в Тукете впервые, пока даже не вполне представляют, что ждет их на трассе: борьба с песком, соперником и с самим собой.
В субботу, как обычно, мы болели за наших квадроциклистов. Среди них бессменный экипаж Николая Кудрявцева/ Иванютина, АТВ из клуба «Дубасеки», команда клуба «Квадмото» и одиночник Алексей Москальский. Кстати, Коля Кудрявцев - единственный из россиян, кто не пропустил за восемь лет ни одной гонки в Ле Туке!
Их результаты:
Н.Кудрявцев / А.Иванютин - 47 место, 14 кругов
А.Москальский - 120 место, 13 кругов
А.Андреев / Д.Осанушков - 188 место, 12 кругов
Э.Шигапов / Г.Клюшкин - 264 место, 10 кругов
И, наконец, апофеоз. Гонка, ради которой здесь собралась, наверное, добрая половина Европы. Уже не в первый раз у нас складывается впечатление, что организаторы гонки специально на воскресенье заказывают погоду в «небесной канцелярии»: если в пятницу и в субботу светит солнце и довольно тепло, то в воскресенье, когда стартуют мотоциклы, который год подряд погода дает себе волю. Видимо, чтоб служба медом не казалась… Вот и в этот раз. Проснувшись и посмотрев в окно, мы поняли, что легко никому не будет. Под напором шквального ветра гнулось к земле дерево, растущее у нас во дворе, по окну бил дождь с градом размером с горошину.
Первыми удары стихии встретили дети. Заезд 85-чиков начался в 9.30 утра. Маленькие двухтактные моторы с трудом преодолевали глубокий песок и сильнейшие порывы ветра. Жорик Валякин, несмотря на то, что попал в завал на первом повороте и уехал почти последним, выбрался на 23 место. А Даниил Комков весь заезд ехал ровно и финишировал 30-м. Что ж, вполне достойно для первого раза. Чувствуется, растет надежная смена!
Зная по опыту, что уже за час до гонки к трассе не подойти, мы двинули на набережную занимать места заранее. Ветром сдувало людей с парапета, песок летел параллельно земле, струи дождя заливали под дождевик. Пуховик под плащом и лыжные брюки промокли за пять минут, в ботинках хлюпала ледяная вода, повсюду валялись завязанные в узел зонты. Под бешеным напором ветра море двинуло на берег. Стартовый прямик сузился вдвое и покрылся водой. Со старта лидирующая двадцатка подняла такой столб воды, что следующие за ними гонщики ехали почти вслепую. Наверное, у половины из них уже в первом повороте появились проблемы с очками.
«В первые минуты после старта показалось, что я на войне», - делится впечатлениями один из дебютантов соревнования, - кругом рев моторов, лязг железа, дым и песок, темно в глазах, справа и слева валяются тела людей, а на обочине уже пакуют на носилки раненых… Складывается впечатление, что все вокруг просто обезумели. Через некоторое время обнаружил себя сидящим, как после контузии, рядом с покореженным мотоциклом. Собрал силу воли в кулак, поправил загнутый радиатор и помчал дальше».
Смотреть гонку было тоже нелегко - страшный ветер песком забивал глаза, в результате из наших углядеть удалось только Александра Иванютина, который ехал в первой двадцатке. Ехал уверенно и достаточно быстро, и его легко было выделить из толпы. Конечно, мы знали стартовые номера и остальных наших парней, но разглядеть их, залепленных песком, в тысячеголовой толпе было просто нереально. Зато мы знаем итоги гонки:
Адриен Ван Беверен - 1 место, 16 кругов
Антуан Мео - 2 место, 16 кругов
Стив Рамон - 3 место, 16 кругов
А .Иванютин - 24 место, 14 кругов
Д. Семенков - 460 место, 8 кругов
Р. Ворона - 465 место, 8 кругов
Р. Юдин - 575 место, 7 кругов
Р. Бабуров - 636 место, 6 кругов
П. Руленкова - 649 место, 6 кругов
В. Терлецкий - 684 место, 4 круга
А. Никоненко - 4 круга, не финишировал
Удалось финишировать в этой гонке 690 участникам.
В результате мы оказались одними из самых выносливых зрителей - нашего здоровья хватило на полтора часа! Стучали зубы, задеревенели руки и ноги, не спасала даже теплая одежда и фляжка с коньяком. В числе последних мы покинули опустевшую набережную и побрели досматривать гонку в номер отеля по телевизору.
И, под конец, не могу не рассказать одну поучительную и немного забавную историю, произошедшую в закрытом парке. Ближе к концу гонки француз, едущий где-то в десятке, заезжает на дозаправку в палатку по соседству с семьей тренеров-механиков Иванютиных. Глушит свой КТМ, а завести уже не может. Время идет, все усилия французских механиков по оживлению мотоцикла тщетны. Парень, матеря КТМ, австрийцев и себя за выбор мотика, срывает с головы шлем и уходит с площадки. Но тут на его пути вырастает фигура Николая Федоровича. Ни слова не говоря, он взгромоздил несчастный КТМ на свою подставку и велел Сергею изо всех сил РУКАМИ крутить заднее колесо, в то время как сам выжимал кнопку стартера и переключал передачи. Через минуту оранжевое чудо техники хрюкнуло и затарахтело. Надо было видеть глаза ошалевших французов! Не веря в свое счастье, гонщик вскочил в седло и умчался на трассу. В результате - 9 место! Думаю, французский парень не забудет своего русского механика.
За прошедшие восемь лет я побывал в Ле Туке в шкуре зрителя, механика и участника. И сделал для себя однозначный вывод: чтобы получить максимум впечатлений, конечно, надо смотреть гонку изнутри, а, значит, участвовать, испытывать свои силы, бороться до последнего. Так что, готовим мотики к следующему февралю?